Вот вы любите сгонять в Лондон или Париж, посмотреть зарубежные футбольные чемпионаты и НХЛ, почитать зарубежные издания, посидеть в международных соцсетях, поглядеть ютубчик, где вам покажут то, что вы не увидите на федеральных телеканалах. И вообще жить нормальной общечеловеческой жизнью без разделения на свою и чужую. И без железных занавесов между ними.
Все это вам кажется не просто естественным, но единственно возможным. И читаете вы ту прессу и художественную литературу, которая вам нравится, а не которую вам приказали читать. И никаких фильмов вам никто не запрещает смотреть, и музыку слушать. И нет таких слов, как "самиздат", и запрещённых к ввозу страну книг. И у вас нет страха от возможности пообщаться с иностранцами, потому что как вообще может быть иначе?
А ведь ничего этого бы у вас с большой долей вероятности не было, если бы не один человек с пятном на голове, который сегодня празднует 90-летний юбилей.
Его многие ненавидят до исступления, но это та ненависть, которой можно и нужно гордиться. Он возглавил страну, когда ею давно уже управляло сборище динозавров, над которым все на кухнях смеялись и никто ни во что не верил. Но все продолжали жить по-старому и ничего не могли сами решать, потому что все за них решала компартия.
Он отпустил вожжи, дал людям вздохнуть свободно. Он не хотел распада страны, но от проникшего в империю кислорода она рассыпалась сама собой.
Даже по его собственной семье, по взаимоотношениям между мужчиной и женщиной, о которых уже поставили красивый спектакль, было понятно: он хочет просвещённой страны и того, чтобы мы были частью цивилизованного мира. Но у нас многие этого не понимали и никогда не поймут.
Михаил Горбачёв делал много ошибок, как и любой человек, который встал на неизведанный и оттого рискованный путь. Но он - может, и невольно - сломал адскую машину, которая заставляла людей безропотно служить государству, а не государство - людям. И перемалывала тех, кто так жить не хотел.
А многие хотят и по сей день, и мечтают, чтобы мы так же рулили миром, как во времена Берлинской стены и ввода войск в Афган. Поэтому здесь сейчас будет много хейта. Пусть. А я этому человеку бесконечно благодарен.
Я видел его лично один раз в жизни - года три назад в Доме книги на Новом Арбате, где он представлял свою новую книгу. Он еле шёл, с трудом говорил. Но подписал книги абсолютно всем, кто выстроился в длинную очередь - примерно такую, какие повсеместно стояли в той советской стране, когда на прилавки магазинов что-то "выбрасывали". Был такой, слава богу, ушедший в небытие термин.
Времени на разговоры с ним не было, но я успел просто его поблагодарить. Сказать спасибо за то, что стал свободным и получил возможность сам решать, куда мне ехать, что смотреть и с кем общаться.
Счастлив, что у меня была возможность лично сказать ему спасибо.
С юбилеем, Михаил Сергеевич! Здоровья Вам!
5510