Про лимиты, потолки зарплат и что они там еще предлагают
Ну что, правительство готово начать регулировать спорт. Приготовьтесь к увлекательному погружению на дно.
Ладно-ладно, никаким дном нас, конечно, не напугать, мы и так там уже как дома. Давайте попробуем разобраться, что значат все эти государственные пугалки.
Сборным России по хоккею, футболу и баскетболу не повезло облажаться именно в короткий промежуток времени, и это тут же обратило на себя внимание властей. Как мы знаем, те очень скоры на законы, если речь идет о каком-нибудь популизме. Нет сомнений, что в данном случае это именно популизм, а значит Госдума примет в трех чтениях что угодно, Совет Федерации подпишет это тут же, а президент одобрит незамедлительно. В общем, уже к следующему сезону у нас могут поменяться правила игры.
Здесь стоит заметить, что любое искусственное регулирование спорта отвратительно. Другое дело, что российский спорт действительно отказывается жить по средствам. В любой адекватной экономике большая часть российских клубов просто не выжила бы — клубы висят якорями на шеях госкомпаний или вообще тянут ко дну областные бюджеты.
Ни в одном из этих случаев не идет речи о развитии молодежи. Первые ставят себе высокие задачи и открыто говорят, что им не до взращивания своих талантов; вторые кивают, что молодые парни все равно выбирают лавку топ-клубов, а значит «мы ничего не можем сделать, у нас лапки».
Лимит по системе 6+6 не работает. И никакой не сработает. Потому что поднимать спорт нужно не лимитами, а целенаправленной работой на всех уровнях:
строить площадки;
показывать баскетбол по телевизору;
сделать прозрачную систему перехода с уровня на уровень, чтобы дети и их родители отчетливо понимали каждый следующий шаг на пути к профессиональной карьере;
поднять уровень подготовки детских тренеров, некоторые из которых умеют исключительно орать на маленьких игроков и не способны научить их основам;
научиться видеть дальше собственного носа и начать искать таланты за пределами первенств России.
Над последним пунктом, кстати, думают. На встрече вице-премьера Дмитрия Чернышенко с Минспортом говорили о создании платформы с цифровыми профилями игроков. Пока непонятно, будут ли пользоваться этой платформой на детском уровне, но обсуждение этого хотя бы входит в обязанности Чернышенко как зампреда правительства по вопросам цифровой экономики и инновациям.
Да-да, эта встреча была не кромешным мраком, а только частичным. Но мрака было достаточно. Минспорту, например, поручили «усовершенствовать процесс формирования сборных команд, разработав прозрачные и открытые критерии отбора спортсменов», а потом еще и опубликовать где-нибудь этот список критериев. Так и вижу, как Сергей Базаревич сверяется со списком при вызове в сборную.
До середины июля Минспорт и федерации должны разработать предложения по введению потолка зарплат. Мера сама по себе неплохая, но ударит только по верхам — по ЦСКА, «Зениту», «Локо». «Енисей» и Ко до этого потолка и так не достают, даже встав на стремянку. То есть правительство не хочет ограничивать госкомпании в объемах финансирования клубов, но зачем-то пытается сделать так, чтобы до конечных получателей просто доходило меньше денег. М-м-м, отличный план (нет).
При этом мне кажется, что в целом предложения правительства имеют смысл. Я не против лимита как такового, он действительно — пусть искусственно, но все же — помогает российским игрокам получить шанс. Но это все борьба со следствием, а не с причиной, и пока правительство обсуждает лимиты, в стране по-прежнему нет системы детского спорта за пределами региональных столиц, а профессионалы тренируют детей только если они альтруисты и готовы работать за еду.
Я не считаю лимит злом, но мне кажется, что российский спорт пробил дно не совсем из-за засилья легионеров. Точнее, не только из-за него.
Впрочем, Минспорт и федерации еще ничего не предложили, чтобы что-то детально обсуждать. Так что это скорее наболело, а не навеяло.
Про лимиты мы еще поговорим этим летом не раз, не переключайтесь
5079